18.49.41 Подростковый суицид | |
Суицид-это
кризисное состояние человека. Это может быть кризис собственной ценности,
кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д. Содержанием
кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с
препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает
такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из
сложившейся ситуации. В соответствии с современными воззрениями суицид
(самоубийство) рассматривается как следствие социально-психологической
дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов. По данным
Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной
смертности подростков после несчастных случаев и убийств.По данным Российской
Федерации за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раза.
Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста – до
20% суицидальных попыток совершают дети и подростки. По данным
Всемирной организации здравоохранения, основной причиной суицидальных действий
подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы – 10%,
пограничные состояния – 15%, соматические заболевания – 1%), в 12% - трудная
семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые
отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые
отношения со взрослыми, в том числе с учителями, в 7% - боязнь ответственности
и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков
и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные причины. Причины,
обуславливающие детей принять решение о самоубийстве, во многом остаются
непонятными, и пока ни медицина, ни психология, ни социология не могут
однозначно ответить, что заставляет подростков покончить с собой. Общей же
причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация ребенка, т.
е. нарушение его взаимодействия с ближайшим окружением, чаще всего с близкими
ему людьми и семьей. ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств
искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство - это «крик о
помощи», последний способ ребенка привлечь внимание к себе, своей беде и
вызвать сочувствие у окружающих. Чаще всего суицидальные поступки подростки
совершают в дневное или вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто
может их остановить. Самоубийства подростков часто связаны с проблемами в
межличностных отношениях. В этих случаях обида на близкого человека переносится
на самого себя, таким образом, внешняя агрессия, направленная на обидчика,
трансформируется во внутреннюю агрессию на себя, чтобы заставить другого
почувствовать вину. Ребенок, который
намерен совершить самоубийство, находится в тяжелейшем кризисном состоянии, и
попытки суицида не являются для него реакцией на единичное выводящее из
душевного равновесия событие. Решение покончить с собой вызревает в контексте
накапливающихся в течение продолжительного времени личных или семейных
проблем. Однако сама по себе попытка может быть импульсивной, неожиданной для
самого ребенка. Самоубийству
может предшествовать длительная история проблем и неурядиц подростка в детском
возрасте. В большинстве
случаев попытки суицида можно предугадать и предотвратить, т. к. еще до
совершения самоубийства подросток может привлечь к себе внимание или выразить
свой протест через уход из дома, совершение асоциального поступка (воровство,
хулиганство, употребление алкоголя). "Виноваты в
первую очередь родители", - считает детский психолог Ольга Ворошилова,
которая в прошлом году работала в НИИ Склифосовского с детьми, проходившими
лечение после попытки покончить жизнь самоубийством. Если внимательно
понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то
окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно
отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с
психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере. Ребенок должен
знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту
уверенность в своих силах. Но необходимо не потерять тонкую грань между
самостоятельностью и отчуждением. У ребенка должна быть та "жилетка",
в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже взрослым (не
говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен
знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Полина БОНДАРЕВА | |
|